Канат1) эквилибристич. снаряд - туго натянутый трос в горизонт, или наклонном положении. Артист, выступающий на К.,- канатоходец. 2) Выступления на К. - номер, осн. на сохранении равновесия на К. в сочетании с акробатикой, эквилибристикой, гимнастикой. Как цирковой жанр зародился в Др. Египте, по др. источникам — в Китае. Иск-во канатоходцев, знакомое всем как площадное иск-во, у каждого народа имело свои особенности. Канатоходцы в Др. Риме (т. н. циркуляторы) демонстрировали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой и заканчивали выступление эффектным прыжком в воду. Кит. канатоходцы исполняли танцы с мечами на К., под к-рым укреплялись кинжалы остриями вверх. Выступления на К. были также издавна широко распространены у народов Ср. Азии и Кавказа. В Дагестане существуют аулы, населённые в основном канатоходцами-пехлеванами (Цовкра и др.). Дорвозы (Узбекистан) укрепляли во время празднеств на большой высоте К., свитые из шерсти, работали на них обычно босиком; из традиц. трюков - передвижение по К. в тазу, надетом на ноги; балансирование пиал с жидкостью. Историк и поэт Шарафаддин Али, живший во времена Тимура, описал в книге «Зафар-намэ» («Книга побед») выступление канатоходцев: «Конец каната так высоко укрепили, что верх его тёрся о небесный свод... канатоходец был подобен солнцу, качаясь на верёвках». Они часто совмещали балансирование на К. с гимнастич. упражнениями на корд де волане, к-рый прикрепляли под К. Ларахахцы (Армения) помещали на К. лёгкие декорации и разыгрывали сценки с текстом. Канатоходцы всех народов исполняли танцы на К., натянутом на большой высоте, в номере часто участвовал разговаривающий комик. В Европе в 16 в. получил распространение косой К., натягивавшийся наклонно на большой высоте, обычно от моста к башне или соборной колокольне (в Москве — в Кремле от Красного крыльца к колокольне Ивана Великого); трюковое восхождение канатоходцы заканчивали стремительным скатом, как правило, с факелами в руках, стоя или лёжа на К. Канатоходцы - непременные участники нац. торжеств. В стационарных цирках К. появились в сер. 80-х гг. 18 в.: создавались групповые номера, разыгрывались комич. сценки на К. Иск-во канатоходцев послужило основой танцев и эквилибра на проволоке. В кон. 19 в. канатоходцы совершили ряд сенсац. переходов по К. над Темзой, Сеной, Невой, водопадами Ниагара, Иматра и др. Тогда же в номерах на К. стали применять пиротехнич. эффекты. Выдающиеся канатоходцы мирового цирка: В. Кольтер, М. Саки, Ч. Кларк, И. Сейседо, Ж. Ф. Блонден, Ф. Кни, семья Валенда, бр. Ниагара, Баризони; в рус. цирке - И. Семёнов, Е. Васильев, Ф. Молодцов, Г. Алике. Среди канатоходцев 30-х гг.: Р. Абакаров, Свирины, Тарасовы, Ташкенбае-вы, «Цовкра». В 50-е гг. выдающиеся аттракционы на К. были созданы Я. Гаджикурбановым, М. Ивановым, Магомедовыми, позднее Алиха-новыми. Важнейшее преобразование в технич. устройстве К. и в художеств, стилистике работы на нём сделал В. Волжанский.
КанатоходцыВоздушный канат подвешивается под куполом цирка. Его рабочий трос (в цирке его называют дистанцией) несколько длиннее, чем трос партерного каната, из-за чего в средней части воздушного каната возникает вибрация, затрудняющая действие исполнителей. Во избежание этого канат по центру натягивается тонкими тросами, так называемыми "усами", которые пропускаются через ролики. К концам "усов" подвешивают мешочки с песком, регулируя, таким образом, постоянное натяжение каната. Теперь канатоходцы редко применяют этот способ. Равновесие на воздушном канате поддерживается с помощью длинного шеста-балансира, который для большей устойчивости артиста делается несколько тяжелее, чем балансир, применяемый на партерном канате. Выступление на высоте требует от артиста повышенного внимания и особой осторожности. Для предохранения исполнителей от возможного падения под канатом подвешивается длинная сетка. Трудно точно установить, когда воздушные канатоходцы стали ею пользоваться. Но западные исследователи утверждают, что еще древнеримский государственный деятель Марк Аврелий, "увидев, как ребенок упал с веревки на землю и разбился насмерть, приказал, чтобы впредь под канатом стелили матрацы или натягивали сетку". Однако и такая предосторожность не всегда может оградить исполнителя от травм. Падение в сетку требует определенного умения - падать нужно только на спину.
читать дальше
Эквилибристика на канате
Эквилибристика на канате - один из наиболее древних видов циркового искусства. Конечно, репертуар современных канатоходцев значительно усложнился по сравнению с репертуаром их родоначальников. Претерпели изменения и снаряд и установка аппаратуры. Партерные канаты укрепляют непосредственно на манеже на небольшой высоте (до 4 м). Другие виды канатов укрепляют высоко над манежем. Канат, на котором выступают современные эквилибристы, не пеньковый. Это стальной трос, натягиваемый между двумя мостиками специальным винтом с ленточной резьбой. Канат может быть укреплен не только горизонтально по отношению к манежу, но и наклонно, под определенным углом. В этом случае он называется наклонный или косой канат. Балансирование на канате осуществляется с помощью длинного шеста-балансира (от франц. "balance" - коромысло, рычаг), который артист держит в руках перед собой в горизонтальном положении и движениями его вправо-влево удерживает равновесие. Канатоходцы выступают в одиночку, вдвоем и группой. 13 зависимости от состава номера меняется и характер выступления артистов. Назовем некоторые трюки партерных канатоходцев: заднее сальто с плеч одного нижнего на плечи к другому нижнему, также стоящему на канате; заднее сальто с подкидной доски, укрепленной на канате, на плечи к партнеру, стоящему на плечах нижнего (группа под руководством Р. Абакарова; прыжок верхнего с колонны из трех человек на плечи нижнего, стоящего на канате впереди колонны (артисты Алихановы). Эти трюки в цирке называются отрывными. Их исполнение на канате очень сложно, так как верхний приходит на зыбкую опору, а, кроме того, руки нижнего заняты шестом и он не может держать среднего за икроножные мышцы, как в трюках плечевой акробатики. Среди неотрывных трюков назовем следующие: переход по канату четырех артистов, стоящих на плечах друг у друга; переход группы из пяти человек в сложной конфигурации: трое нижних идут по канату друг за другом, между ними две девушки фиксируют шпагат, упираясь ногами на головы нижних (артисты Ташкенбаевы); нижний движется на моноцикле (одноколесный велосипед), балансируя поясной перш, на котором верхний исполняет стойку на руках (Г. Григорян и С. Миносян); подъем и спуск по вольностоящей лестнице, поставленной на канат (Н. Манукян); подъем и спуск по наклонному канату с першем на лбу, на вершине перша - партнерша (Н. и М. Ивановы. Немало выдумки и фантазии вложено в создание оригинальных аппаратов для канатоходцев. В качестве примера можно назвать такой необычный для цирка аппарат, как семафор-гигант, сконструированный старейшим мастером цирка Б. Кухаржем-Кох. Аппарат чем-то напоминает огромный семафор, подвижная сторона которого - стрела - медленно поднимается вверх, опускается на противоположную сторону, совершая оборот на 180 градусов, и возвращается в первоначальное положение. А во время вращения стрелы на наружном узком ее ребре сестры Кох (теперь их сменили сестры Авдеевы) исполняют сложные трюки эквилибристики.. Подвижность рабочей части аппарата усложняет артисту выполнение трюков и повышает зрительный эффект выступления.
Эквилибристика
(лат. aeguilibris - находящийся в равновесии). Цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов.
Разновидности
Натянутый канат, жестко натянутый трос, обычно около 1 см в диаметре. Часто используются дополнительные предметы для нахождения баланса (зонтик, веер, шест и т.п.). Как правило, выступления на натянутом канате включают в себя акробатику или жонглирование.
Высокий канат, то же самое, только трос натянут на высоте более пяти метров. Разновидность "небесное хождение", когда длинный трос натянут между высотными зданиями, скальными вершинами и т.п. Часто прохождение используется, как промоакция к предстоящему выступлению цирка.
Свободная проволока, обычно тонкая проволока или веревка (3-6 мм), натянутая свободно. Отличие от натянутого каната в том, что вместо того, чтобы держать центр тяжести тела над канатом, здесь артист должен ногами подводить свободную проволоку под свой центр тяжести.
Хождение по ленте (slackline), вместо веревки используется жестко натянутая стропа 2.5-6 см, по которой часто ходят босиком. Мировой рекорд прохождения составляет 203 м в длину. Частая составляющая часть в тренировках скалолазов.
Эквилибристика (на туго натянутой проволке, свободно подвешенной проволке, канате) для училища циркового и эстрадного искусства
В училище циркового и эстрадного искусства одним из профилирующих предметов является эквилибристика на проволоке.
Эквилибристика - разновидность акробатики - является одним из основных жанров циркового искусства, а ее трюковые элементы встречаются почти в каждом цирковом номере. Основа эквилибристики - это умение исполнителя сохранять равновесие в самых разнообразных положениях, как в статике, так и в движении. Одним из сложных видов эквилибристики является эквилибристика на проволоке и канате. Эквилибристика на проволоке имеет свои разновидности - это эквилибристика на туго натянутой проволоке и на свободно подвешенной. Разновидностью эквилибристики на канате является эквилибристика на шпрунг-канате. Овладевая элементами эквилибристики, студент может тренироваться сразу по нескольким ее разновидностям, подбирая трюки с последовательным нарастанием сложности. Занятия эквилибристикой на проволоке формируют правильную осанку, постановку туловища, рук, ног, головы, вырабатывают пластичность, координацию и культуру движений. Они развивают подвижность тазобедренных суставов, мускулатуру ног, устойчивость, подтянутость, умение правильно распределять тяжесть тела.
Основные задачи обучения эквилибристикой на проволоке состоят в том чтобы:
1. развить чувство координации движений;
2. совершенствовать вестибулярный аппарат;
3. овладеть техникой сохранения равновесия;
4. воспитать культуру тела;
5. подготовить физический аппарат к выполнению сложных трюков.
Предмет "Эквилибристика на туго натянутой проволоке" изучается в училище циркового и эстрадного искусства в течение всего срока обучения и преподается по принципу восходящей линии: на первом курсе закладываются основы владения жанром и умение применять средства страховки (маты, лонжи, веер и т.д.); на втором курсе начинается специализация, которая представлена в своих узких разновидностях: эквилибристика на туго натянутой проволоке, на канате, на свободно подвешенной проволоке, на шпруг-канате, включающая изучение сложных индивидуальных упражнений, обеспечивающих переход к подготовке учебного номера. На третьем и четвертом курсе - дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки (для исполнителей в номера) или работа над учебным номером.
Как и любой учебный процесс, процесс обучения эквилибристике на проволоке в цирковом училище строится на дидактических принципах, но имеет свои специфические особенности, свойственные цирковому искусству.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов:
Эквилибристика на туго натянутой проволоке
Раздел 1. Баланс на проволоке и продвижение по проволоке
Раздел 2. Бег и скольжение по проволоке
Раздел 3. Повороты на проволоке
Раздел 4. Прыжки на проволоке
Эквилибристика на свободно подвешенной проволоке
Раздел 1. Балансирование и продвижение
Раздел 2. Комбинации
Эквилибристика на канате
Раздел 1. Продвижение по канату
Раздел 2. Бег и прыжки на канате
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементы содержания Обязательный уровень усвоения
(выпускник должен)
Эквилибристика на туго натянутой проволоке
Раздел 1.
Баланс на проволоке и продвижение по проволоке. Постановка корпуса, ног, спины, рук, головы. Баланс на проволоке, стоя на правой и левой ноге. Продвижение по проволоке вперед и назад. Продвижение вперед, приседая поочередно на каждое колено. Продвижение по проволоке вперед на три счета.
Раздел 2.
Бег и скольжение по проволоке. Подготовка к бегу на проволоке. Батманы при движении по проволоке вперед.Скольжение по проволоке вперед на полупальцах. Батман - полушпагат на проволоке. Бег по проволоке вперед. Продвижение по проволоке, стоя поперек нее.Арабеск на одной ноге, стоя поперек проволоки. Комбинация на проволоке: сесть, лечь, встать. Танцевальные движения польки и мазурки. Бег назад. Бег по проволоке без веера.
Раздел 3.
Повороты на проволоке. Повороты вправо и влево, стоя на проволоке на правой и левой ноге. Темповые повороты. Повороты на 180, стоя на проволоке. Упор на левую руку в положении "лежа" на проволоке боком. Бег по проволоке вперед с поворотом на 180.
Раздел 4.
Прыжки на проволоке. Прыжки на проволоке на месте с переменой ног (шанжманы). Лансадные прыжки. Прыжок на проволоке в длину.Шпагат, сидя на проволоке. Прыжок на проволоке через препятствие. Сальто-мортале (заднее или переднее) с приходом на манеж. Арабское колесо с приходом на мостик проволоки.
Эквилибристика на свободно подвешенной проволоке
Раздел 1.
Балансирование и продвижение. Равновесие на правой и левой ноге. Продвижение по проволоке вперед и назад. Приседание на проволоке на одно колено. Полуобороты на проволоке. Продвижение поперек проволоки влево и вправо.
Раздел 2.
Комбинации. Встать на колени поперек проволоки. Боковой кач стоя на одной ноге. Комбинация на проволоке: сесть, лечь, встать.
Эквилибристика на канате
Раздел 1.
Продвижение по канату. Основная стойка с шестов в руках. Продвижение вперед и назад. Приседание на одно колено.
Раздел 2.
Бег и прыжки на канате. Прыжковое движение вперед. Комбинация на канате: сесть, лечь, встать. Перенос по канату партнера, сидящего на плечах. Бег вперед и назад. Перенос партнера, стоящего ногами на плечах. Прыжок на плечи нижнего с опорой руками о плечи толчком с икроножной мышцы. Полуоборот с переброской шеста через себя.
ruscircus.ru/junior/ekvil_p_k4.shtml