Канат

1) эквилибристич. снаряд - туго натянутый трос в горизонт, или наклонном положении. Артист, выступающий на К.,- канатоходец. 2) Выступления на К. - номер, осн. на сохранении равновесия на К. в сочетании с акробатикой, эквилибристикой, гимнастикой. Как цирковой жанр зародился в Др. Египте, по др. источникам — в Китае. Иск-во канатоходцев, знакомое всем как площадное иск-во, у каждого народа имело свои особенности. Канатоходцы в Др. Риме (т. н. циркуляторы) демонстрировали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой и заканчивали выступление эффектным прыжком в воду. Кит. канатоходцы исполняли танцы с мечами на К., под к-рым укреплялись кинжалы остриями вверх. Выступления на К. были также издавна широко распространены у народов Ср. Азии и Кавказа. В Дагестане существуют аулы, населённые в основном канатоходцами-пехлеванами (Цовкра и др.). Дорвозы (Узбекистан) укрепляли во время празднеств на большой высоте К., свитые из шерсти, работали на них обычно босиком; из традиц. трюков - передвижение по К. в тазу, надетом на ноги; балансирование пиал с жидкостью. Историк и поэт Шарафаддин Али, живший во времена Тимура, описал в книге «Зафар-намэ» («Книга побед») выступление канатоходцев: «Конец каната так высоко укрепили, что верх его тёрся о небесный свод... канатоходец был подобен солнцу, качаясь на верёвках». Они часто совмещали балансирование на К. с гимнастич. упражнениями на корд де волане, к-рый прикрепляли под К. Ларахахцы (Армения) помещали на К. лёгкие декорации и разыгрывали сценки с текстом. Канатоходцы всех народов исполняли танцы на К., натянутом на большой высоте, в номере часто участвовал разговаривающий комик. В Европе в 16 в. получил распространение косой К., натягивавшийся наклонно на большой высоте, обычно от моста к башне или соборной колокольне (в Москве — в Кремле от Красного крыльца к колокольне Ивана Великого); трюковое восхождение канатоходцы заканчивали стремительным скатом, как правило, с факелами в руках, стоя или лёжа на К. Канатоходцы - непременные участники нац. торжеств. В стационарных цирках К. появились в сер. 80-х гг. 18 в.: создавались групповые номера, разыгрывались комич. сценки на К. Иск-во канатоходцев послужило основой танцев и эквилибра на проволоке. В кон. 19 в. канатоходцы совершили ряд сенсац. переходов по К. над Темзой, Сеной, Невой, водопадами Ниагара, Иматра и др. Тогда же в номерах на К. стали применять пиротехнич. эффекты. Выдающиеся канатоходцы мирового цирка: В. Кольтер, М. Саки, Ч. Кларк, И. Сейседо, Ж. Ф. Блонден, Ф. Кни, семья Валенда, бр. Ниагара, Баризони; в рус. цирке - И. Семёнов, Е. Васильев, Ф. Молодцов, Г. Алике. Среди канатоходцев 30-х гг.: Р. Абакаров, Свирины, Тарасовы, Ташкенбае-вы, «Цовкра». В 50-е гг. выдающиеся аттракционы на К. были созданы Я. Гаджикурбановым, М. Ивановым, Магомедовыми, позднее Алиха-новыми. Важнейшее преобразование в технич. устройстве К. и в художеств, стилистике работы на нём сделал В. Волжанский.


Канатоходцы

Воздушный канат подвешивается под куполом цирка. Его рабочий трос (в цирке его называют дистанцией) несколько длиннее, чем трос партерного каната, из-за чего в средней части воздушного каната возникает вибрация, затрудняющая действие исполнителей. Во избежание этого канат по центру натягивается тонкими тросами, так называемыми "усами", которые пропускаются через ролики. К концам "усов" подвешивают мешочки с песком, регулируя, таким образом, постоянное натяжение каната. Теперь канатоходцы редко применяют этот способ. Равновесие на воздушном канате поддерживается с помощью длинного шеста-балансира, который для большей устойчивости артиста делается несколько тяжелее, чем балансир, применяемый на партерном канате. Выступление на высоте требует от артиста повышенного внимания и особой осторожности. Для предохранения исполнителей от возможного падения под канатом подвешивается длинная сетка. Трудно точно установить, когда воздушные канатоходцы стали ею пользоваться. Но западные исследователи утверждают, что еще древнеримский государственный деятель Марк Аврелий, "увидев, как ребенок упал с веревки на землю и разбился насмерть, приказал, чтобы впредь под канатом стелили матрацы или натягивали сетку". Однако и такая предосторожность не всегда может оградить исполнителя от травм. Падение в сетку требует определенного умения - падать нужно только на спину.
читать дальше